Великий Сибирский путь. Транссибирская магистраль. Фото: Предоставлено порталом Старый Владивосток

История Транссиба: от первых "пароходов" до поездки Москва-Владивосток за 2,5 млн рублей

20 фактов о главной магистрали страны и три способа добраться из одного конца России в другой

Железная дорога протяженностью в 9 тысяч км идет через всю Россию – за неделю за окном поезда меняются часовые пояса, типы климата и даже части света. Пассажиры видят и старинные вокзалы крупных городов, и новенькие – небольших станций. Во время остановок они покупают у бабушек пирожки и вареники, дальневосточную икру, байкальского омуля, сибирские сувениры. РИА PrimaMedia публикует материал о Транссибирской магистрали — самой длинной железной дороге в мире.

Как удалось построить самую длинную железную дорогу в мире

Проект Транссиба зародился еще в 1837 году. Некий Николай Иванович Богданов (о нем сейчас практически ничего не известно) предлагал протянуть железную дорогу до Кяхты, главного перевалочного пункта российско-китайской торговли.

Но первые рельсы были проложены только в 1891 году, то есть 125 лет назад, когда Александр III решил связать Европу и Азию.

Александр III

Александр III. Фото: wikipedia.org

Строить дорогу давно было пора, об этом просили и сами жители страны. Вот, что писали на имя Александра III сибирские купцы в 1868 году:

"Одни мы, Государь, сибирские Твои дети, далеки oт Тебя, если не сердцем, то пространством. Большие мы от того терпим нужды. Богатства пашен почвы лежат без пользы для престола Твоего и нас. Даруй нам железную дорогу, приблизь нас к Себе, отчужденных oт Тебя. Повели, чтоб Сибирь внедрилась воедино во едином государстве".

Хотя были и такие купцы, которые не хотели "чугунку". Например, томские. Они держали монополию на гужевой извоз, поэтому просто откупились от прокладки дороги к Томску. И она пошла южнее на Нижнениколаевск (Новосибирск). Впоследствии Томск остался небольшим городом, о гужевом извозе здесь напоминает только кобыла на гербе города, а вот Новосибирск пошел в гору. Откупились от прокладки дороги и сретенские купцы в Забайкалье, поскольку они держали монополию на реках Шилке, Аргуни и Верхнем Амуре. И дорога пошла на Читу, а Сретенск без нее захирел.

Итак, воздвижение дороги началось. Александр III не придумал ничего лучше, как отправить на стройку ссыльных арестантов, солдат и местных крестьян. Западные промышленники оказались не у дел – император понимал, что их участие привело бы к усилению влияния иностранных капиталов на Дальнем Востоке.

Строительство Транссиба

Строительство Транссиба. Фото: Портал Старый Владивосток

Официально строительство дороги во Владивосток началось 31 мая 1891 года. Наследник престола Николай Александрович в урочище Куперова падь под Владивостоком собственноручно наполнил землей тачку и высыпал ее на полотно. Строители начали двигаться навстречу друг другу от Владивостока и Миасса (Челябинская область), до которого путь был проложен ранее.

Через 12 лет после команды властей были готовы 7,5 тысяч км дороги. Работяги трудились голыми руками, о сложной технике тогда никто и не мечтал. Великий Сибирский путь в то время был мировым рекордсменом по объему работ и темпам строительства, здесь трудились 90 тысяч человек.

Строительство Транссиба

Строительство Транссиба. Фото: Портал Старый Владивосток

Когда дорогу уже практически построили, и оставалось соединить Хабаровск и Сретенск (это 2 тысячи км), стройку решили перенести в Маньчжурию — оказалось, что в Амурской области слишком сложные климатические и геологические условия.Договоренность о строительстве КВЖД была достигнута во время приезда китайского премьера Ли Хун Чжана в Москву на коронацию Николая II в мае 1896 года. Большая Советская энциклопедия 1935 года утверждала без ссылки на источник, что Ли Хун Чжан якобы получил от царского правительства миллионную взятку.

Так в 1903 году появилась Китайско-Восточная железная дорога, а Европа получила выход к Тихому океану.

Но спустя 12 лет России пришлось попрощаться с КВЖД. Уже к 1905 году стало ясно, что создание этой ветки было не лучшей идеей – вокруг полотна постоянно поднимались конфликты. Русско-японская война показала, что железная дорога должна проходить только по территории своей страны. Поэтому сначала перестали использовать этот участок дороги, затем подарили КНР.

К тому же пропускная способность дороги не выдерживала существующие нагрузки. Рельсы оказались слишком легкими, шпал не хватало, на мостах полотно лежало неправильно.

Кроме того, нужно было достроить Кругобайкальскую дорогу, так как с западного на восточный берег озера поезда приходилось перевозить на пароме, а зимой рельсы прокладывались по льду.

Кругобайкальская железная дорога

Кругобайкальская железная дорога . Фото: Оленникова Мария, РИА PrimaMedia

Итак, снова началось строительство. В 1915 году, спустя 8 лет работы лопатами и голыми руками, появилась Амурская железная дорога. КВЖД, стоившая стольких усилий и жизней, оказалась России ненужной.

Сквозное движение от Челябинска до Владивостока открыли только в 1916 году, а сама магистраль была поделена на Сибирскую, Забайкальскую, Амурскую и Уссурийскую железные дороги.

Строительство Транссиба

Строительство Транссиба. Фото: Портал Старый Владивосток

Но спустя несколько месяцев Россию захватила Гражданская война. Это был настоящий варварский ураган для Транссиба. Уничтожались вагоны, выворачивались рельсы, сжигались мосты. Амур и Иртыш лишились своих грандиозных переправ, были разрушены станции.

Восстановление полотна происходило в авральном режиме, и уже в марте 1925 года оно было закончено. Вновь через всю страну потянулись железнодорожные составы, связывая жителей огромной страны.

С тех пор прошло уже более 90 лет, а рельсы все лежат, на станциях исправно встречают и провожают поезда.

Транссиб в наше время

Поездка по знаменитой магистрали – всегда что-то новое, как и в любом поезде. Какой бы степени комфортности вагон или отрезок пути вы ни выбрали, путешествие на железной дороге невозможно повторить: другие соседи по купе, новые истории. И в этом его романтика.

Занятно, что кардинально отличающиеся варианты всё же есть. Вы можете взять билет на обычный поезд "Владивосток – Москва" № 099Э/100Э, фирменный № 001М "Россия" или на туристический "Золотой Орел".

1 / 6

В первом случае плацкарт обойдется вам в 10 279 рублей, купе – в 20 253 рубля (плюс постельное белье и страховка, еще около 180 рублей). Время в пути – 162 часа 18 минут, т.е. почти 7 дней. Это обычный пассажирский поезд – едем долго, делаем больше остановок.

Во втором – место в купе стоит 33 834 рубля, в СВ – 64 276 рублей, в плацкартном вагоне – 15 352 рубля. Время в пути – 145 часов 59 минут, т.е. чуть больше 6 дней. Это скорый фирменный поезд.

Отличительная его черта поезда – "особенный" вагон. При отправлении из Владивостока 10, 14, 24 или 28 числа каждого месяца к составу прикрепляется штабной вагон с душем и стиральной машиной (из Москвы – при отправлении 3, 7, 17, 21 числа). В остальные дни вместо бытового вагона цепляют вагон с купе для пассажиров на колясках.

Третий вариант – самый необычный для россиянина. Немногие знают, но туроператоры давно разработали маршрут для путешественников. Роскошный поезд "Золотой Орел" с 2007 года отправляется из Москвы во Владивосток несколько раз в году. Во время поездки шеф-повар готовит блюда национальной кухни, проводятся экскурсии. Этот поезд по рейтингу Международного общества любителей железнодорожных путешествий (The Society of International Railway Travelers) входит в список 25 лучших поездов мира. Время в пути – 14 суток. Стоимость одного билета от $17 000 до $35 000, зависит от класса вагона.

20 самых интересных фактов о Транссибе

Узнать много нового о Транссибе можно не только под стук колес где-то на бескрайних просторах России, но и заглянув в интернет.

  1. Первые паровозы в России называли пароходами.
  2. За 40 предреволюционных лет в стране была построены 81 тысяча километров железных дорог, а с 1920-го по 1960 год — 44 тысячи километров. Более половины магистральных путей, ныне находящихся в распоряжении РАО "РЖД" — царское наследие.
  3. Инициаторы создания Транссиба вдохновлялись примером самой длинной на тот момент железной дороги Union Pacific от Омахи до Сан-Франциско, сданной в эксплуатацию в 1870 году и также вдохнувшей жизнь в мало освоенные земли. Но протяженность Union Pacific составляла 2974 км, а Транссиба — 7528 км (вместе с участком от Москвы до Миасса — 9298,2 км). Вместе с ответвлениями были проложены 12390 км путей. На Ярославском вокзале Москвы и на Владивостокском вокзале установлены специальные километровые столбы: в Москве с указателем "0 км" на одной грани и "9298 км" (тарифное расстояние) на другой, а во Владивостоке на знаке написано "9288" – это фактическая протяженность Транссиба.
  4. На Амурском участке был проложен первый в мире тоннель в вечной мерзлоте.
  5. Часть грузов доставлялась Северным морским путем. Гидролог Николай Морозов провел 22 парохода из Мурманска в устье Енисея.
  6. В Иркутске был открыт памятник Александру III в форме железнодорожного кондуктора, а на станции Слюдянка — единственный в мире вокзал, целиком построенный из мрамора.
  7. Владимир Ленин утверждал, что "дорога была великой не только по своей длине, но и по безмерному грабежу казенных денег, по безмерной эксплуатации строивших ее рабочих".
  8. Электрификация Транссиба была полностью завершена в 2002 году.
  9. Пропускная способность дороги, по оценкам специалистов, может достигать 100 млн тонн грузов в год.
  10. Самая западная станция Транссиба — Москва, самая восточная — Хабаровск, самая северная — Киров, самая южная — Владивосток.
    Железная дорога

    Железная дорога. Фото: РИА PrimaMedia

  11. Несмотря на то, что официально конечной станцией Транссиба является Владивосток, на ветке на Находку есть более удалённые от Москвы станции — Восточный порт и мыс Астафьева. Таким образом, Транссиб на самом деле доходит прямо до Тихого океана. А на северной ветке можно считать конечной станцией Транссиба село Чугуевка.
  12. На Транссибе расположены 87 городов. По пути из Москвы во Владивосток скорый поезд "Россия" делает 64 остановки.
  13. Железная дорога пересекает 16 крупных рек, среди которых такие гиганты, как Волга, Кама, Енисей, Амур и Иртыш. Магистраль проходит по территориям 12 областей, 5 краев, 2 республик и 1 округа.
  14. При строительстве Кругобайкальской железной дороги на каждый километр пути тратили 2 вагона взрывчатки — прорывались через скалы. Впоследствии дорогу прозвали "Золотой пряжкой стального пояса России".
    Железная дорога

    Железная дорога. Фото: РИА PrimaMedia

  15. До мая 2010 года самым дальним поездом в мире был поезд № 53/54 Харьков-Владивосток (время в пути составляло чуть менее 7,5 дней). Теперь он ходит только до Уфы, однако беспересадочные вагоны сохранили. Кстати о вагонах. Самым дальним в мире является беспересадочный вагон Киев-Владивосток (время в пути также 7,5 дней).
  16. Самый большой вокзал на Транссибе — Новосибирск-Главный. Он был построен в 1940 году.
  17. Полюс холода Великого сибирского пути находится на участке Могоча-Сковородино (Забайкальский край и Амурская область соответственно). Хоть это и не самые северные точки на карте Транссиба, зимой здесь временами доходит до минус 60 градусов. Кроме того, на этом участке расположена сплошная зона вечной мерзлоты.
    Железная дорога

    Железная дорога. Фото: РИА PrimaMedia

  18. Самый длинный мост на Транссибе перекинут через Амур. Его построили в 1913-1916 годах. Корабль, везший стальные пролеты из Одессы, потопила в Индийском океане германская субмарина, и работы затянулись на 11 месяцев. "Амурский красавец", как называли его местные жители, стал самым длинным мостом России и вторым по длине в мире. Пальму первенства тогда взял мост через Миссисипи. Проект "Амурского красавца" в 1908 году получил золотую медаль на Парижской выставке. Такая же есть у Эйфелевой башни. В 1992 году старый мост через Амур был демонтирован, рядом возвели совмещенный автомобильно-железнодорожный мост. Длина увеличилась с 2568 до 2616 метров.
  19. Общая длина только самых больших мостов Транссиба (мост через Амур, Зейский мост, Камский мост, Енисейский мост, Обский мост, Иртышский мост) составляет 7 километров 177 метров.
  20. Фирменный поезд Москва-Владивосток с именем "Россия" появился 30 сентября 1966 года. В этот день и под этим именем он отправился в первый рейс. Окраска вагонов первоначально была вишнёвой, надпись выполнена большими металлическими буквами. Позже цвета вагонов менялись неоднократно. Начиная с 2000 года вагоны поезда "Россия" окрашиваются в цвет российского флага с обязательным трафаретом Государственного Герба Российской Федерации.

1 / 4

Транссиб способен не только называться самой длинной железной дорогой в мире, но и инструментом модернизации широкой полосы Дальнего Востока России, через которые он проходит. Согласно Стратегии развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года Транссиб становится ключевым звеном системы российских железных дорог в обеспечении транспортных связей между Европой и Азией. В последние годы на этой магистрали значительно повышены качество транспортного обслуживания и степень сохранности перевозимых грузов. Упрощены процедуры таможенного оформления грузов, введен упрощенный порядок декларирования перевозимых грузов в контейнерах. Новые информационные технологии позволяют осуществлять полный контроль за продвижением вагонов и контейнеров в реальном времени.

РИА PrimaMedia поздравляет железнодорожников с их профессиональным праздником!

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Августейший визит: как раненый цесаревич во Владивостоке тачку возил и доски цементировал

Амурское чудо

Владивосток глазами иностранных туристов

18.08.2016

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia